Чему должны научиться мы и наши дети, чтобы преуспеть в 2050 году

Если ребенок родится сегодня, то к 2050 году ему будет 30 лет. Эти года будут особенно насыщены различными событиями, в том числе политическими, а информационные технологии будут революционны. Наша история станет историей прошлого, а они окунутся и станут творцами новой истории. 

Осторожно! Дальше будет большое количество текста с размышлением про будущее нашего общества. 

Страшно подумать, но к 2050 году мне будет 55 лет. Радует только тот факт, что в связи с последней пенсионной реформой России, я даже еще не буду в рамки предпенсионного возраста попадать. Я по прежнему буду молод, горяч. Но если убрать все эти шутки, то по факту это уже круглая цифра. Маловероятно, но если кому-то интересно, то почитать про меня можно тут. Извиняюсь за небольшое отступление. Вернемся к теме.

Если все пойдет по будет хорошо, то этот ребенок даже 2100 год застанет и, возможно, будет активным гражданином 22-го века. Так чему мы должны научить ребенка, чтобы он мог жить и процветать в мире 2050 года или даже 22-го века? Какие навыки ему понадобятся, чтобы получить хорошую работу, чтобы он четко понимал все события, которые будут происходить вокруг него. 

Какие навыки и знания будут необходимы в будущем. Чему нужно научить детей, чтобы они были успешны в будущем.
Каким же будет мир будущего? 

К сожалению, никто из нас не знает, как будет выглядеть мир в 2050 году, тем более никто не знает про 2100 год. Конечно, люди всегда пытаются предсказать будущее, но еще никому это не удавалось. Тем более, сегодня это сделать намного сложнее, т.к. технологии существенно влияют на нашу жить. Нельзя исключать, что к 2050 году технологии не станут настолько развитыми, что иметь механические части тела станет нормой. Возможно, что иметь обычные руки станет старомодным, а иметь механические клешни – стильно, модно, молодежно. Сегодня мы не можем быть уверены в чем-либо, даже в тех вещах, которые нам всегда казались фундаментальными и нерушимыми. 

Тысячу  лет назад, в 1018 году, было много вещей, которые сейчас не встречаются, но тем не менее, люди были убеждены в том, что основные черты человеческого общества меняться не будут. К примеру, жители Китая понимали, что империя может рухнуть, могут вторгнуться захватчики с севера, а различные болезни могут унести миллионы жизней. Одного, всем было ясно, что в 1050 году большинство людей так же будут работать на фермах, будут ткачи, кузнецы, правители всегда будут полагаться на простых людей, чтобы обслуживать свои интересы, армию и бюрократическую машину. Наверняка, большинство людей полагали, что мужчины всегда будут доминировать над женщинами, а ожидаемая продолжительность жизни не будут превышать 40 лет. 

Именно по этой причине все родители в 1018 году учили своих детей тому, как правильно выращивать рис или работать с шелком. Состоятельные семьи учили своих детей читать и понимать конфуцианскую классики, писать и управляться с лошадьми, а девочек учили быть скромными и покладистыми домохозяйками. Всем было очевидно, что эти навыки будут актуальны в 1050 году. 

Чтобы не отстать от мира в 2050 года, вам нужно сделать больше, чем просто изобретать новые идеи и продукты, но, прежде всего, нужно будет изобретать себя самого себя снова и снова. 

Сегодня ситуация совершенно иная. Никто из нас не имеет понятия о том, как будет выглядеть Китай или остальной мир в 2050 году. Мы не знаем, что люди будут делать для жизни, мы не знает и не догадываемся о том, как будет функционировать армия и бюрократия, мы даже не можем быть уверены в том, что не изменятся принципы гендерных отношений. Верно, что повысится продолжительность жизни, а само человеческое тело изменится благодаря биоинженерии и компьютерным технологиям. Большая часть того, что наши дети изучают сегодня, вероятно, будет неактуально к 2050 году. 

В настоящее время слишком много школ сосредоточены на том, чтобы нагрузить мозг детей устаревшей информацией. Раньше это имело смысл, т.к. доступ к информации был ограничен. К примеру, если бы вы жили где-нибудь в провинциальном городе в 1800 году, то вам было бы крайне сложно узнать что-то о мире за пределами вашего города. Не было никаких средств связи. Даже радио не было. Предположим, что вы были грамотны и у вас был доступ к библиотеке, но даже там выбор литературы был крайне ограничен. 

в 21 веке мы имеем неограниченный доступ к любой информации, а всякие цензоры даже не могут ее заблокировать. Вместо этого цензоры стали распространять дезинформацию, чтобы отвлекать людей. Даже если вы живете в какой-нибудь глухой деревне, то вы можете потратить время на изучение википедии, просмотр лекций TED. Вы даже можете начать вести свой собственный блок и начать делиться полученной информацией. С другой стороны, во всем этом есть свои минусы. К примеру, сейчас очень легко нагнать панику, ведь люди получают любую информацию за пару кликов, к примеру, у нас каждый год впечатлительные люди ждут конец света. 

И вот в этом мире учитель пытается дать ученику максимум информации? Зачем все это? У них и так слишком много информации вокруг. Вместо этого лучше попытаться научить пропускать полученную информацию через себя, рассказывать о различиях между важными событиями и неважными, а самое главное попытаться научить объединять всю полученную информацию в общую картину мира. 

Что мы должны учить и чему должны научить детей 

Кроме информации, большинство школ уделяют много внимания тренировки заранее определенных навыков, к примеру, решение дифференциальных уравнений, написание компьютерного кода, определение химических веществ и общение на иностранном языке. Тем не менее, т.к. мы не имеем даже малейшего представления о том, каким будет рынок труда в 2050 году, мы не знаем, какие навыки будут необходимы людям. Мы могли бы потратить огромное количество усилий, чтобы научить говорить наших детей на иностранном, либо писать компьютерный код, чтобы узнать, что в 2050 г. искусственный интеллект справляется с этими задачами существенно лучше человека. Нельзя исключать тот факт, что к 2050 году новое приложение Google Translate будет вести беседу существенно лучше многих переводчиков. 

Итак, чему мы должны научиться и чему должны учить детей? Многие педагогические эксперты запада утверждаю, что школы должны переключиться на формирование четырех компетенция: критическое мышление, общение, сотрудничество и творчество. По их мнению школы должны уменьшить в программе освоение технических навыков и сделать упор на жизненные навыки общего назначения. Самое главное – развить способность справляться с изменениями, изучать самостоятельно новые вещи и сохранять свой психологический баланс в условиях постоянных изменений.

По мере роста темпов изменения возрастает не только экономика. Можно предположить, что к этому времени миллионы людей потеряют работу т.к. сейчас многое автоматизируется и все пытаются исключить из производственного процесса человеческий фактор. Но не стоит думать, что все будет так плохо. Обычно с вымиранием одних профессий, появляются новые профессии. Да и что-то предсказать конкретное очень сложно. Можно быть уверенным только в том, что изменения будут и они неизбежны. 

Относительно недавно жизнь можно было поделить на 2 этапа: этап обучения и этап работы. На первом этапе мы активно получали данные и приобретали навыки, которые необходимы на втором этапе, далее весь второй этап применяли эти навыки. Сейчас это уже так не работает. Уже сейчас в 21 веке мы не можем позволить себе такую стабильность. Мы живем в условиях с множеством неизвестных. 

Лучший совет, который я сегодня могу дать 15-летнему, – это не слишком сильно полагаться на взрослых. Большинство из них желают нам все только самое лучшее, но сегодня они не понимают мир. 

Сегодня что-то странное, уже не кажется таким странным, как могло казаться всего несколько десятков лет назад. Людям все чаще придется сталкиваться с вещами, которые раньше мы никогда не встречали. Можно говорить о том, что человеку придется менять свою профессию каждые 10-15 лет! Как жить в мире, где постоянная неопределенность не является ошибкой, а является особенностью этого мира? 

Гибкость мышления – залог успеха 

Чтобы выжить и процветать в таком мире, вам понадобится много умственной гибкости и большой резерв эмоционального баланса. Вам придется много раз мириться с тем, что ваши знания и опыт стали неактуальны, а далее приниматься за изучение нового. К сожалению, научить подрастающее поколение принимать и понимать неизвестное гораздо сложнее, чем научить решать никому ненужные уравнения. При этом, как правило, сами учителя не обладают умственной гибкостью, которая сейчас так необходима т.к. сами они воспитаны старой образовательной системой. 

Сейчас уже всем понятно, что эта образовательная система уже истощила себя. Сейчас совершенно не эффективно, когда один взрослый человек пытается дать информацию группе детей, но другой жизнеспособной альтернативы этому нет. 

Что делать сейчас? Советы 15-летнему

Не стоит слишком сильно полагаться на взрослых. Они отстают от мира. Раньше чужой опыт был очень ценен т.к. мир не менялся с такой скоростью. Но время не стоит на месте. Сейчас это ощущается намного сильнее, чем когда-либо. Сегодня крайне сложно понять насколько полезны и актуальны советы взрослых. Возможно, что сказанное ими является мудростью, но может оказаться устаревшей предвзятостью к делу. 

На что вы можете положиться сегодня? Высокие технологии? Полагаться только на технологии было бы глупо. Технологии – это отлично, но следует учитывать тот факт, что технологии играют в вашу пользу только в том случае, если вы знаете как их применить. 

Тысячи лет назад люди изобрели сельское хозяйство. Сельское хозяйство – это тоже технология. А что люди получили в итоге? Эта технология долгое время обогащала крошечную элиту, а простое люди работали от восхода солнца и до самого заката, дергая сорняки в поле и такая ведра с водой. Простые люди просто не понимал принцип работы технологии.  

Нельзя исключать, что нечто подобное не произойдет с нами. Технологии созданы с той целью, чтобы наша жизнь становилась проще, а свободного времени становилось больше. А что в итоге? Сегодня можно везде наблюдать толпы людей, которые залипают в телефон. 

Если вы не имеете целей и не имеете представлений о том, чего хотите в жизни, то технологии возьмут вас под свой контроль и будут управлять вами.  

Выходит, что мы должны полагаться только на себя? Звучит здорово, но это очень сложно. Наш мозг уже настолько обработан всякой пропагандой, что чужие мысли нам кажутся собственными. По мере развития биотехнологий и машинного обучения станет только легче манипулировать эмоциями и желаниями людей.

Чему нужно научить детей, чтобы они могли преуспеть в будущем.

В течение тысячелетий различные мудрецы призывали людей изучать самих себя. сегодня этот совет особенно актуальный т.к. сейчас у Вас в этом серьезная конкуренция. Различные корпорации и правительство пытаются проникнуть в вашу голову и головы ваших детей, чтобы манипулировать вашими решениями и кошельком. Возможно, что вы много раз слышали о том, что мы живем в эпоху взлома компьютеров, но это не совсем так. Мы живем в эпоху взлома людей. Каждый раз, когда вы пытаетесь найти какую-нибудь информацию, либо совершаете покупки, умные алгоритмы следят за вами. 

Чтобы не поддаваться на манипуляции нужно будет много и усердно работать над собой.